В процессе эксплуатации главных средств неминуемо появляются расходы на их содержание, более означаемыми из которых являются расходы на возобновление главных средств. При этом эта значимость определяется не совсем только не столько ценою проводимых работ, а сначала последствиями для бухгалтерского и налогового учета организации.

Отталкиваясь от нрава проводимых работ по содержанию и возобновлению главных средств, они могут быть:

- не изменяющими свойства объекта: текущий и капитальный ремонт;

- изменяющими свойства объекта: достройка, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение.

В налоговом и бухгалтерском законодательстве отсутствует порядок классификации работ по возобновлению и содержанию главных средств. Тем более, для принятия к учету и налогообложению главно определиться с тем, что все-таки было изготовлено с имуществом - произведен ремонт, реконструкция, достройка, модернизация или техническое перевооружение.

В согласовании с п. 26 ПБУ 6/01, возобновление объекта главных средств может исполняться средством ремонта, модернизации и реконструкции, при всем этом определение тех либо других работ в Положении, также в других документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, отсутствует.

Сообразно объяснениям Минфина Рф от 14. 01. 04г № 16-00-14/10, при подготовке Методических указаний по бухгалтерскому учету главных средств, утвержденных Указом Минфина Рф от 13 октября 2003 грам. № 91н, в разделе 5 «Содержание и возобновление главных средств» были исключены определения видов ремонта, в т. ч. капитального; так как эти вопросцы не регулируются законодательством о бухгалтерском учете.

Главной неувязкой при отражении в бухгалтерском и налоговом учете расходов на содержание главных средств является конкретно классификация проведенных работ в качестве ремонта, модернизации либо реконструкции, так как издержки на возобновление объекта главных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, а издержки на модернизацию и реконструкцию объекта главных средств опосля их окончания наращивают первоначальную стоимость такового объекта, ежели в итоге модернизации и реконструкции улучшаются « увеличиваются » сначало принятые нормативные характеристики функционирования « срок полезного применения, мощность, качество внедрения и т. п. » объекта главных средств.

В целях налогообложения понятие работ по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции и перевооружению, сформулировано только применительно к порядку определения стоимости амортизируемого имущества « пункт 2 статьи 257 НК РФ », при всем этом определение ремонтных работ в НК РФ также отсутствует.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации в согласовании с главой 25 НК РФ относятся работы, вызванные конфигурацией технологического либо служебного назначения оборудования, строения, сооружения либо другого объекта амортизируемых главных средств, завышенными перегрузками и « либо » иными новенькими свойствами.

К реконструкции относится переустройство имеющихся объектов главных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических характеристик и исполняемое по проекту реконструкции главных средств в целях роста производственных мощностей, улучшения свойства и конфигурации номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по увеличению технико-экономических характеристик главных средств либо их отдельных долей на базе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и подмены нравственно обветшавшего и физически изношенного оборудования новеньким, наиболее производительным.

Так как в законодательстве, регулирующим бухгалтерский учет отсутствуют аспекты отнесения работ к ремонту, модернизации либо реконструкции, сообразно объяснениям Минфина Рф « письмо от 23. 11. 2006 грам. № 03-03-04/1/794 », при определении определений «капитальный ремонт» и «реконструкция» идет управляться:

- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных спостроек и сооружений МДС 13-14. 2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29. 12. 1973 № 279;

- Ведомственными строй нормативами « ВСН » № 58-88 « Р » «Положение о организации и проведении реконструкции, ремонта и технического профилактики спостроек, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Указом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23. 11. 1988 № 312;

- Письмом Минфина СССР от 29. 05. 1984 № 80 «О определении понятий новейшего строительных работ, расширения, реконструкции и технического перевооружения работающих предприятий».

Аспекты отнесения работ по возобновлению объектов главных средств к текущему либо капитальному ремонту содержатся в Постановлении Госстроя СССР № 279 и Ведомственных строй нормах ВСН 58-88 « Р ».

Не считая того, определение понятия «реконструкция» содержит п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ от 29. 12. 04г № 190-ФЗ, сообразно которому реконструкция – это изменение характеристик объектов капитального строительных работ, их долей « вышины, количества этажей, площади, характеристик производственной мощности, размера » и свойства инженерно-технического обеспечения.

Анализ положений вышеуказанных документов показал, что они содержат ряд противоречий, которые могут оказать существенное воздействие на налоговые последствия, к примеру:

В согласовании с Ведомственными строй нормами ВСН 58-88 « Р », при проведении капитального ремонта может исполняться экономически целесообразная модернизация строения либо объекта: улучшение планировки, увеличение количества и свойства услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования.

В тоже время, сообразно п. 5. 3. вышеуказанных норм « ВНС 58-88 « Р » », при реконструкции спостроек « объектов » отталкиваясь от сложившихся градостроительных критерий и работающих норм проектирования кроме работ, исполняемых при капитальном ремонте, могут исполняться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек.

Другими словами фактическая перепланировка строения « к примеру, разделение помещения на комнаты « либо, напротив, соединение комнат в одну » быть может классифицирована и как реконструкция, и как капитальный ремонт « ежели будет признано улучшением планировки, что является достаточно субъективным аспектом ».

Таковым образом, в связи с неимением точной классификации работ по содержанию и возобновлению объектов главных средств в работающем законодательстве, основанием для определения видов ремонта обязаны являться подходящие документы, разработанные техническими службами организаций. В случае неимения подходящих служб в структуре организации основанием для классификации вида ремонта может являться заключение спец организации.

Идет отметить, что реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительных работ, ежели при его проведении затрагиваются конструктивные и др свойства надежности и сохранности таковых объектов, исполняется лишь на основании специального разрешения « п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ». Обращаем внимание, что сообразно объяснениям Ронедвижимости « письмо от 29 августа 2007 грам. № АМ/1146@ », при изменении технических либо высококачественных черт объекта учета « перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос » непременно проводится внеплановая техно инвентаризация.

Порядок документального дизайна и отражения в учете отдельных видов работ по содержанию главных средств имеет свои необыкновенности.

В случае, ежели исполняется модернизация либо реконструкция главного средства, не являющегося амортизируемым имуществом, т. е. ценою наименее 20 000,0 руб. , расходы на ее воплощение подлежат включению в состав текущих расходов налогового « отчетного » периода и могут быть в полном объеме учтены для целей налогообложения прибыли в составе иных расходов, связанных с созданием и реализацией при условии их экономической обоснованности и документального доказательства « письма Минфина РФ от 07. 05. 2007 № 03-03-06/1/266, от 19. 12. 2007 № 03-03-06/1/879 ».

Веское число вопросцев возникает при принятии к учету расходов на ремонт компьютерной техники, которая во множистве собственном учитывается как единичный инвентарный объект главных средств, потому что неважно какая его часть не может исполнять свои функции по отдельности. Подмена в компе хоть какой детали может привести к изменению эксплуатационных черт компа, при всем этом нравственный износ компа как объекта главных средств происходит в пару раз прытче, чем физический.

При разделении модернизации и ремонта компа определяющее значение имеет не то, как поменялись его эксплуатационные свойства, а тот факт, что сохраняется трудоспособность инвентарного объекта, не изменившего исполнение собственных функций в целом.

Потому расходы при подмене вышедших из строя частей компьютерной техники относятся к расходам на ремонт главных средств, учитываемых в порядке, установленном статьей 260 Кодекса « письма Минфина Рф от 22. 06. 2004 грам. № 03-02-04/5, от 27. 05. 2005 грам. № 03-03-01-04/4/67 ». При всем этом подмена отдельных частей компа на новейшие из-за их нравственного износа не может рассматриваться как ремонт компа и является его модернизацией, которая увеличивает первоначальную стоимость главного средства в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 257 Кодекса « письмо Минфина Рф от 01. 04. 2005 грам. № 03-03-01-04/2/54 ».

В хозяйственной практике имеют место случаи проведения модернизации « реконструкции » главных средств в течение длительного медли. При всем этом, объекты главных средств, находящиеся по решению управления на модернизации длительностью выше 12 месяцев, подлежат исключению из состава амортизируемого имущества без разницы от факта применения модернизируемого объекта в период ее проведения в деятельности, направленной на получение заработка « п. 3 ст. 256 НК РФ ».

Довольно распространенной является ситуация, когда предприятие проводит долгосрочную « выше 12 месяцев » реконструкцию только одной из долей строения, с эксплуатацией других. Так как строения, обычно, учитываются как единичный объект главных средств, в согласовании с п. 3 ст. 256 НК РФ при долгой реконструкции они подлежат исключению из состава из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли. Указанная позиция аргументируется Минфином Рф « письмо от 16. 01. 08г № 03-03-06/1/8 » тем, что в налоговом учете объектом амортизируемого имущества является здание в целом.

Недопустить полного прекращения начисления амортизации вероятно лишь при условии разделения объекта на реконструируемую и действующую доли с образованием новейших самостоятельных объектов главных средств « в случае ежели объектом является недвижимость, будет нужно оформлении отдельных свидетельств о праве принадлежности », что на практике часто посещает очень проблематическим, необыкновенно в отношении спостроек и сооружений.

Подобные объяснения содержатся в письме Минфина от 02. 11. 2007 грам. № 03-03-06/1/765 - ежели налогоплательщик в налоговом учете может выделить в два самостоятельных объекта учета часть строения, находящуюся на реконструкции наиболее 12 месяцев, и остальную « не реконструируемую » часть строения, то в данном варианте он вправе на период реконструкции продолжать начислять амортизацию в целях налогообложения прибыли на действующую часть строения « учитываемую как самостоятельный инвентарный объект ».

При эксплуатации главных средств может появиться необходимость ремонта « либо модернизации » объектов, как числящихся на балансе организации, так и оплаченных главных средств. При модернизации либо реконструкции оплаченных главных средств могут проводиться отделимые, или неотделимые улучшения.

Сообразно п. 2. ст. 623 ГК РФ к неотделимым относятся улучшения, которые не вероятно разделять без ущерба для имущества. Неотделимые улучшения обязаны увеличивать первоначальную стоимость арендованного имущества.

Сообразно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ неотделимые улучшения предоставленных в аренду главных средств, произведенные арендатором с согласия арендодателя, сознаются амортизируемым имуществом.

В случае, ежели стоимость неотделимых улучшений возмещается арендатору арендодателем, они подлежат амортизации у арендодателя. Ежели стоимость неотделимых улучшений, сделанных с согласия арендодателя не возмещается заключительным, они амортизируются у арендатора в течение срока деяния аренды. Сумма амортизации при всем этом рассчитывается с учетом срока полезного применения, определяемого для оплаченных главных средств в согласовании с Классификацией главных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01. 01. 2002 грам. № 1.

Опосля окончания уговора аренды помещения недоамортизированную часть капитальных вложений арендатор, по воззрению Минфина РФ « письмо от 05. 02. 08г № 03-03-06/2/12 », обязан относить на расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли.

При всем этом ежели срок полезного применения арендованного объекта больше срока уговора аренды, и часть стоимости капитальных вложений в виде неотделимых улучшений не будет самортизирована « другими словами арендатор не сумеет признать часть расходов на произведенные неотделимые улучшения », то по окончании срока уговора аренды арендатор обязан прекратить начисление амортизации по произведенным неотделимым улучшениям арендованного имущества. В случае ежели уговор аренды будет пролонгирован, арендатор сумеет продолжить начисление амортизации в установленном порядке « письмо Минфина РФ от 06. 09. 2007г № 03-03-06/2/171 ».

Так как произведенные арендатором неотделимые улучшения являются неотъемлемой долею арендованного имущества не остаются на балансе у арендатора, также принимая во внимание, что для капитальных вложений в оплаченные объекты главных средств установлен особенный порядок начисления амортизации, предусмотренный ст. 258 Кодекса, по воззрению Минфина РФ « письмо от 09. 02. 2009 грам. № 03-03-06/2/18 », верховодила внедрения амортизационной премии в размере 10% на арендатора не распространяются.

Разговаривая о работах по возобновлению оплаченных помещений, нужно направить внимание на позицию Минфина Рф, появившуюся в конце прошедшего года, которая дотрагивается ремонтов помещений, арендуемых у физических лиц и ИП. По воззрению Минфина Рф « письмо от 12 августа 2008 грам. № 03-03-06/1/462 » расходы на ремонт нежилого помещения, арендуемого у личного бизнесмена, не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, в связи с тем, что главные средства, принадлежащие личным бизнесменам, не относятся к амортизируемым главным средствам.

Указанная позиция является довольно спорной, так как для принятия расходов в целях исчисления налога на прибыль нужна, сначала финансовая обоснованность « т. е. факт применения помещения в производственных целях » и документальное доказательство « т. е. наличие уговора « зарегистрированного в установленном порядке в случае необходимости », акта приема-передачи помещения, актов либо других первичных документов, на основании которых расходы отражаются в учете ». При всем этом НК РФ статус контрагента не установлен в качестве аспекта признания расходов для налогового учета.

Но, так как указанная позиция имеет место, организациям нужно быть готовыми к спорным ситуациям с налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.

Разговаривая о расходах на возобновление главных средств, нельзя не остановиться на документальном оформлении расходов. На необходимость дизайна документов, доказывающих проведение ремонтных работ и, сначала, дефектной ведомости указано в п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету главных средств, утвержденных Указом Минфина РФ от 13. 10. 2003 № 91н « ред. от 27. 11. 2006 ».

Для целей налогового учета дефектная ведомость также является нужным документом - в собственных письмах Минфин показывает, что расходы на техобслуживание объектов главных средств учитываются в составе иных расходов налогоплательщика, в случае ежели производятся на основании дефектной ведомости в согласовании с требованиями нормативных правовых актов « письма от 02. 04. 2007 грам. № 03-03-06/1/203, от 30. 10. 2007 грам. № 03-03-06/1/745, от 04. 12. 2008 грам. № 03-03-06/4/94 ».

Так как унифицированная форма дефектной ведомости законодательно не установлена, организация может создать форму ведомости без помощи других и утвердить ее учетной политикой. За базу быть может принят акт о выявленных недостатках оборудования « форма № ОС-16 », утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 21. 01. 2003 № 7.

Для дизайна и учета приема-сдачи объектов главных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется форма № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов главных средств», утвержденная вышеуказанным Постановлением, которая расписывается членами приемочной комиссии либо личиком, уполномоченным на приемку объектов главных средств, также представителем организации « структурного подразделения », проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждается управляющим организации либо уполномоченным им личиком и сдается в бухгалтерию. Ежели ремонт, реконструкцию и модернизацию исполняет посторонняя организация, акт составляется в 2-ух экземплярах. 1-ый экземпляр остается в организации, 2-ой экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта главных средств унифицированной формы № ОС-6.

При рассмотрении в арбитражных судах споров по предлогу работ по возобновлению главных средств, доводами в выгоду позиции налоговых органов, классифицирующих работы в качестве увеличивающих стоимость главных средств, являются последующие:

- в документах « уговорах, актах, сметах и т. п. » указано, что выполнены работы по модернизации либо реконструкции;

- объект оборудуется доп компонентами либо деталями;

- у главного средства возрос срок полезного применения;

- объект отменно поменялся в итоге установки в него наиболее абсолютных запчастей.

Подводя результат, идет отметить, что при проведении работ по возобновлению главных средств сначала нужно верно квалифицировать работы.

Беря во внимание разночтения в нормативных актах, при проведении дорогостоящих работ « условно стоимости самого объекта главных средств », целенаправлено обратиться в специализированную компанию за получением обоснования нрава работ « ремонт, реконструкции либо модернизации » и их стоимости.

Важным также является воплощение документального дизайна всех шагов работ – от принятия решения о необходимости проведения работ по возобновлению, до приемки главного средства из ремонта.